Кафедра теоретической физики
Rambler's Top100
Физтех-Портал
 Поиск
  Разделы сайта

 Голосование
Какие занятия по теорфизике вы главным образом посещаете/посещали?

Лекции и семинары
Лекции
Семинары
Сдачи заданий
Пересдачи

Результаты
Архив голосований
 Материалы сервера
Версия для печати

Как должна быть устроена теоретическая физика на Физтехе?


Уважаемые студенты 3 – 4 курсов!

 

Наша кафедра хотела бы обсудить с вами некоторые вопросы, связанные с введением образовательного стандарта третьего поколения, суть которого состоит в установлении соответствия нашей (российской) системы образования и европейской. Одно из основных требований – вариативность образования, которая представляется по крайней мере в двух видах: 1) свобода выбора различных специальных курсов и 2) выбор уровня для обязательных (фундаментальных, общеобразовательных) курсов. При этом студенты должны за время обучения набрать определенное число зачетных единиц (кредитов), при необходимом минимальном их количестве по каждой дисциплине. Минимальное количество кредитов определяет порог поступления в магистратуру после окончания бакалавриата. В стандарте нашего (физтеховского) направления «Прикладные математика и физика» вариативность по глубине изучения курсов теоретической физики состоит из возможности выбора студентами двух уровней: базового (3 кредита в семестр) и повышенного (до 5 кредитов за семестр). Согласно определениям (разработанным Федеральным агентством) студент, освоивший курс, должен знать, уметь и владеть тем, что записано в стандарте. Например, знать – обладать определенным объемом знаний согласно предложенной программе, уметь – решать задачи, аналогичные изученным в курсе, владеть – применять методы, изученные в курсе. Базовый уровень отличается от повышенного только уровнем умений и навыков. Например, уметь решать задачи, требующие использования более сложного математического аппарата, следовательно, студент должен уже на предыдущих стадиях образования выбрать повышенный уровень подготовки по математике, либо просто быть в состоянии при необходимости освоить недостающий материал. Кроме того, должен уметь строить физические модели и применять изученные методы для решения более сложных, в том числе комплексных, задач.

Легко видеть, что существующий подход к обучению, по сути дела, невариативен. Мы предлагаем всем одинаковый уровень, находящийся посередине между базовым и повышенным, а на экзамене в большинстве случаев не добиваемся хороших ответов даже на базовом уровне. При этом студентам, желающим глубже освоить материал, уделяется зачастую гораздо меньше внимания и времени, чем желающим «спихнуть». Это означает, что КПД нашей работы ниже, чем у паровоза. Студент, желающий глубже освоить материал, готов больше времени уделять для самостоятельной работы, но нуждается в хорошей консультации или руководстве, которых ему в настоящее время не хватает. Студент, считающий, что его будущая профессиональная деятельность не будет непосредственно связана с решением естественнонаучных проблем, вполне обоснованно может считать, что он не обязан уметь решать сложные физические задачи.

Предлагается ввести два уровня, но не разделением потоков (в перегруженном учебном процессе это практически невозможно), а изменением подхода к изложению материала и соответствующему контролю.

Базовый уровень. Для потока, состоящего из студентов только одного факультета проводятся занятия в течение 2-х пар, на которых лекционный материал иллюстрируется решением задач. Задачи решает лектор, дается время на выполнение некоторых текущих выкладок самостоятельно. В этом случае достигается полное соответствие лекционного и практического материала.

В середине семестра выделяетя один день для сдачи первого задания, а в конце семестра – оставшиеся дни для сдачи второго задания и долгов по первому. На сдаче задания студенты должны показать умение решать задачи, аналогичные рассмотренным на предыдущих занятиях. Для этого проводится письменная контрольная работа, состоящая из двух – трех несложных задач. Принять задания у всего потока одному лектору в таком режиме сложно, поэтому ему помогают преподаватели, ведущие консультации и семинары для студентов, выбравших повышенный уровень. Сдача заданий завершается проверкой письменных домашних заданий. Студенты должны уметь объяснить решение любой задачи задания. Сдача двух заданий по-прежнему обязательна!

В конце семестра – итоговый экзамен. Экзамен состоит из контрольных вопросов по прочитанному материалу, задач в билете нет (умение решать задачи студент должен показать на сдаче заданий). На экзамене проверяются знания. При подготовке к ответу на экзамене нельзя пользоваться учебной и другой литературой.

Повышенный уровень. Выбирают студенты, желающие научиться применять материал на практике или для более глубокого понимания материала. Организуются консультации-семинары в дополнительный день для всего потока. Занятия ведут преподаватели, помогающие лектору и при его участии. В зависимости от числа студентов выделяется достаточное количество семинарских занятий в назначенный день. Предполагается, что количество студентов на семинарском занятии не должно превышать 15 человек (численность одной стандартной группы). Консультации проводятся в течение всего учебного дня, что позволит ее получить всем желающим. Во время семинарских занятий рассматриваются и решаются задачи повышенной сложности, студентам даются индивидуальные задачи. Повышенный уровень не исключает участие студентов в занятиях на базовом уровне!

Экзамен состоит из двух компонентов: первый – экзамен базового уровня, второй – письменный экзамен, на котором предлагается решить несколько задач за ограниченное (не более двух пар) время. В зачетную книжку и ведомость выставляется только одна оценка. К экзамену повышенного уровня могут быть допущены студенты, сдавшие экзамен базового уровня на «отлично». При решении экзаменационных задач будет предоставляться необходимая справочная литература, но не учебные пособия! Спектр экзаменационных оценок, которые могут получить студенты при сдаче экзамена повышенного уровня, полный, т.е. от «удовл.» до «отл». Нижний предел совершенно нежелателен. Мы ожидаем, исходя из существующего опыта, что повышенный уровень могут решить выбрать около 20% студентов.

Повышенный или базовый уровень вовсе не обязательно выбирать для всех семестров полного курса. Например, можно выбрать повышенный уровень для теории поля, а базовый для квантовой механики, или повышенный уровень для квантовой механики, но базовый уровень для статистической физики и т.п.

Реорганизация учебного процесса без учета вашего (студентов) мнения и участия в обсуждении ее последствий вряд ли представляется целесообразной и эффективной.

Пригалашаем обсудить данные соображения на Форуме кафдры теоретической физике (http://theorphys.fizteh.ru/tfboard/tfboard.html).

Назад:
Учебные пособия, изданные на кафедре (в последнее время)
Далее:
Кафедра теоретической физики приглашает студентов 3-4 курсов для участия в научной работе

наверх | на главную
 Discuss it
Add your comment
Author
Subject
Message